.

Тонос :: Аномалии :: Человек :: Грех как алиби за наслаждение

Грех как алиби за наслаждение

  

Увеличить шрифт  Уменьшить шрифт

Рецензия на фильм «Остров» Павла Лунгина
Познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога, и тем больше, чем больше он познает себя и свои аффекты. – Бенедикт Спиноза «Этика». Теорема 15

Фильм Остров
история человека, длящаяся от преступления к покаянию, несомненно, является основной темой русской классики, вариации на которую являются неким беспроигрышным и одновременно довольно рискованным ходом, который и совершает фильм Павла Лунгина «Остров». Он принимает ту ответственность перед традицией, которая устами Достоевского и Толстого задавалась вопросами о внутренних мотивах, приводящих человека к богу, о раскаянии за вину как основе всякой религии, об истиной вере, которая мало что общего имеет с соблюдение церковных ритуалов, и сполна оправдывает эти ожидания.
чудеса старец, юродивый, который «книг учёных не читал» и посылает на дощатом кораблике «прошение царю небесному», – вполне созвучен героям классической литературы.
душевную проблему отца Анатолия следовало бы искать в его идентификации с агрессором: нацист некогда заставил его выполнить свою волю и застрелить капитала Тихона, так и сам отец Анатолий – усвоив этот сценарий – заставляет других людей подчиняться своей воле. Однажды сам оказавшись на месте объекта, отец Анатолий попадает в зависимость от этой краеугольной фантазии о наслаждении другого, делается его насладником. Как велико было то наслаждение нациста, как избыточно оказалось оно в глазах отца Анатолия, что оно по прошествии многих лет так сильно манит его, внушает ему такую зависть и отец Анатолий хочет получить хоть малую толику, подобие того наслаждения, которое имел немецкий офицер. И отныне он сам ставит себя на место господина, которому другие – лишённые субъективности – отданы в подчинение. Поэтому он вообще не задаётся вопросом о желании другого, а подчиняет и властвует, программируя молодую девушку на то, что, её «и так никто за муж не возьмёт, вон на роду написано», или принуждает вдову, тридцать лет ждавшей мужа, поверить в его выдуманные реконструкции и отправиться во Францию к своему якобы выжившему супругу: «Что смотришь – исполняй… Если мужа любишь – исполняй предначертанное», – приказывает он, как бы вторя фашистскому «Du ist!».
Фильм Остров
же самый сценарий наслаждения мы видим в диалоге с молодой девушкой, намеревающейся сделать аборт. Отец Анатолий говорит, что сам совершил убийство и одно это даёт ему право вершить её судьбу, является достаточным основанием для того, чтобы занимать место господина и внушать ей свою волю. Как и нацист из его прошлого, он стремится отнять у другого самую большую его ценность, ту ценность, которую для него самого составляла жизнь друга, для матери составляет её хромой сын, для страдающего ревматизмом – матрас и мягкие сапоги, – всякий раз верша свою волю безапеляционно и с полным небрежением по отношению к другому человеку. Другие люди для него суть только объекты наслаждения, которыми он может манипулировать, как заблагорассудится: или заставить продать всё имущество и отправить во Францию или травить угарным газом или разлучать ребёнка с матерью – он практикует разнообразные и всё более изощрённые способы утверждения своей абсолютной власти в попытке реконструировать сцену убийства Тихона, столь травматично-насыщенную для отца Анатолия. Место нациста, наслаждающегося господина – именно в зависти к нему пребывает отец Анатолий, проецируя эту зависть на неких воображаемых «завистников» – становится объектом его притязаний, именно борьбу за него он ведёт с другими людьми.
может, главным героем фильма, к которому обращены все реплики, имя которого произносится чаще всего, является сам господь бог. Бог явленный в трёх ипостасях, трёх дискурсах, трёх представлениях: бог Филарета, бог Иова и бог Анатолия, – не даром все сцена молитв строятся на противопоставлении трёх этих персонажей. Отец Иов задаётся вопросом о желании бога – почему он не принимает его жертву? – у его бога есть загадка, принципиально неразрешимая загадка его желания: бог волен принять одного и отторгнуть другого, руководствуясь одному ему известными принципами. Но какова божественная логика, почему господь избирал Авеля и отринул жертву Каина? – Именно вокруг вопрошания о желании бога, пути которого для отца Иова, как и для всякого невротика, остаются за семью печатями, и строится его собственный фантазм.
Фильм Остров Аналогичным образом ведёт себя и отец Филарет, который идентифицируясь с отцом Анатолием, пытается узнать секрет истинной веры, следовать тем непонятным и двусмысленным знакам, которые даёт ему господь. «Пожар-то этот, думаю, знаком мне был, чтоб начал я подвижничество. Ты как считаешь?» – спрашивает он мнения отца Анатолия так, словно тот знает смысл произошедшего наверняка, осведомлён о желании бога. Как и отец Иов, Филарет стяжает знания (которое приписывает отцу Анатолию), он озабочен поиском бога и на этом пути он претерпевает ряд изменений, открывает для себя нечто новое, а потому мы можем наблюдать динамику развития этого субъекта. Открыть что-то новое может только тот, кто сомневается. Поэтому развитие оказывается возможным для отца Филарета именно потому, что у него нет достаточной уверенности относительно желания господа бога, нет постоянной связи (ligio) с богом; он говорит о себе: «Смерти испугался, маловерный. Не готов, значит, я к встрече с господом нашим. Испугался без покаяние перед смертью остаться. Добродетели во мне мало, а грехов много». Его вера недостаточна, он не чувствует себя объектом восприятия господа, не готов к этой встрече, поэтому он так чуток ко всяким двусмысленным знакам, поиск его продолжается так интенсивно и приводит его к важным открытиям. Тогда как для отца Анатолия невозможны ни сомнение, ни поиск, ни приобретение нового знания, поскольку все его открытия уже состоялись; его душевная структура обладает целостностью, она неизменна и костна.
Анатолий заявляет о себе как богоизбранном человеке, знающем волю господа. Бог Анатолия, напротив, не обладает тайной, его воля очевидна (поэтому отец Анатолий без доли сомнения может заключить «боженька добрый, он поможет»), его желание имеет одно толкование, и сам отец Анатолий позиционирует себя как носителя откровения, святого старца и знатока господского желания, что и даёт ему право так безоговорочно подчинять своей харизме других людей, и братьев и мирян. Душевная реального другого человека не имеет для него значения, поскольку он уверен – и вера его абсолютна, в отличие от иных братьев – окончательно убеждён в том, что только он избран богом, он отождествляет себя с Авелем, тогда как другим отводит роль «завистников», которые могли бы намазать ручку его двери сажей. Механизм проекции работает таким образом, что свою собственную зависть он приписывает другим людям и направляет на себя: это не я завидую, это мне завидуют, как Каин завидовал Авелю. Об этом свидетельствуют его реплики: «Если злословят вас за имя христово, дух божий почиет на вас», «блаженны вы когда будут гнать и поносить вас и всячески неправедно злословить за имя мое». Иными словами, он представляет себя в образе оклеветанного, олжесвидетельствованного, изгнанного, претерпевающего мучения, а значит, являющегося носителем истинной веры, блаженного (т.е. испытывающего блаженство, и одновременно претерпевающего блажь, произвол другого). Но кто же может поносить и всячески неправедно злословить и производить эти гонения на отца Анатолия? – Только он сам. И наилучшим орудием этой травли является его собственная измышлённая вина, и отец Анатолия пользуется этой онструкцией наилучшим образом. Поддерживая представление о собственной греховности, претерпевая само-злословие и само-гонения (проецируемые на неких завистников) отец Анатолий создаёт для себя идеальные, блаженные отношения богом, связь с которым никогда не прерывается, и от имени которого, следовательно, может говорить только он один.
предложение отца Филарета постричь его в схиму, отец Анатолий отвечает: «жил земной жизнью, живот свой от правосудия спасал, а теперь от всего отречься?» Действительно, он не может отречься от своего комфортного мира, где его считают святым и где никто не сможет отнять у него ни его ритуалов навязчивости, ни засаленной фуфайки, ни утреннего променажа за мёрзлым углём, ни столь необходимого ему чувства вины, – всех тех атрибутов отшельника, которыми отец Анатолий сам себя в обилии наделил. Грех – это и наиболее удобное алиби за ту трусость перед жизнью и бессилие что-либо в ней изменить, с другой стороны, он, действительно, не может отказаться от своей dolce vita, единственно удобоваримого способа компенсировать свою психотическую структуру посредством бредового новообразования.
Санкт-Петербург
27 января 2007

Дмитрий Ольшанский
психоаналитик (Санкт-Петербург)
+8 905 2609017
olshansky@hotmail.com





16.03.2007 16:21:11
Бред...
(1)


16.03.2007 16:40:11
ага)))) ещё и "бред собачий" :))
(1)


17.03.2007 09:38:42
какая глупость!!!!!!!!
(1)


25.03.2007 23:36:19
Сухое, "мёртвое" мнение атеиста
(1)


26.03.2007 07:27:12
а чем один (атеист) отличается от другого (фанатика)? ничем.
(1)
Smotritel
Владимир
Владимир
26.03.2007 16:05:16
Атеизм - вера в то, что Бога нет...
(1)
В должности заведующего Машиной Времени


26.03.2007 18:13:47
Атеизм - вера )))))))))))))))))))))))))))))) Вера же!!!
(1)


26.03.2007 18:14:34
Это то же самое как и на базаре: -- "на базаре два дурака -- один продаёт, а другой покупает". ))))
(1)
Smotritel
Владимир
Владимир
26.03.2007 18:30:54
Встречаются двое мужиков тёмной ночью в подворотне.

- Слышь, мужик, купи у меня шапку норковую!
- Сколько просишь?
- ... рублей

Мужик отсчитывает и они расходятся. Первый думает:

- во дурак какой! Собачью шапку за такие бабки с рук купил!

Второй:

- За такую шапку никаких фальшивых денег не жалко!
(1)
В должности заведующего Машиной Времени


26.03.2007 23:28:44
да да да)))) и так во всей жизни
(1)
loose

30.03.2007 16:17:19

Интересно,а у меня об авторе статьи сложилось мнение-рецензия Его проекция))

Мне очень понравился фильм с "фалософским" содержанием)) Тяжёлый,нудновато смотреть,но вполне осмысляем. И моё мнение,в эпизоде с девушкой,он скорее причинял себе определённый мазо "удар по печени"-он не наслаждается,он-простить себя не может. Он живёт вечной надеждой(ожиданием) на это прощение самого себя. И когда это его отпускает(вылечивает дочь "убиенного"),он умирает спокойно.Его боль,если и не прошла,то его предательство-"отомщенно" им же самим. Его трусость была оправдана им самим в тот момент,когда он стрелял.И с тех пор он перестал бояться чего либо,ему нечего было терять,кроме своей боли,когда он осмыслил свой поступок.Он мстил себе,унижая себя,аки "подобно Богу", "властвуя" над людьми. Он был пророком бесстрашным для себя в 1ю очередь,зная о том,что нет ничего страшнее смерти самого себя.Нет прощения самому себе.

И возможно,та женщина не простила бы себя,что так и не узнала,что с мужем.Ведь она,как и все побаивалась идти.Она чувствовала-муж жив,и ей нужно было поддверждение. И девушка,возможно не простила бы себе аборта. И  старец знал о этом "нет прощения",о терзаниях самих себя.  У каждого свой грех и свои муки(у кого то без мук)) к нему ходили за "отпущением",и он давая это другим,пытался отпустить себя.

А все эти изыски с "дерьмом испачканой ручки",я вообще вижу как элементарное подразнивание....(забыла имя) с намёком,что мол ты и есть тот завистник,что ручки пачкаешь.Ведь у них постоянно было определённое противостояние.

Может я где то ошибаюсь в граммотном изложении своего просмотра фильма,но это моя точка. и если честно,то особо глубоко так не смотрю как автор,и возможно кто то ещё(так сказать-общее моё воспрятие) С мнением других- не спорю,ибо о вкусах...)))

(1)
Дважды два уже четыре,а будет ещё лучше))


30.03.2007 17:35:49
Мне очень понравился фильмда да да... Голивуд умеет програмировать нейроны наивных мозгов))))))))
(1)
loose

30.03.2007 23:54:13
Вы хоть Holliwood, оставьте в покое, фильм П.Лунгина "Остров",где главную роль играет П.Мамонов(звуки Му)-Россия))
(1)
Дважды два уже четыре,а будет ещё лучше))


31.03.2007 03:37:48
"Каждому своё" -- одному Россия, другому Америка, третьему Франция, иному и Израель, а кому-то всё вместе. ))))
(1)


31.03.2007 06:01:08
Удовольствие получать свойственно ВСЕМ))) даже, животным (втлючая насекомых и одноклеточных). )))) При чём тут "грех"? ниЧЁ не понимаю...
(1)


12.04.2007 02:52:56
На редкость грамотная рецензия, хотя и сложновата для обывательского восприятия, открормленного сверх меры всякими  любочными и сусальнымы пасторалями на религиозные темы. Мысль Ольшанского, хотя и не бесспорна, но ясно изложена и аргументирована, без лишенго пафоса и умиления, которым часто грешат рецензенты.  Всё по делу. Одно слово - психоаналитик.
(1)


19.04.2007 21:33:56
Человек даже фильм-то и не смотрел, по ходу дела.. начнем с того, что отец Анатоль не выдумал ничего, а обладал по сюжету фильма даром предвидения. Это только из первого абзаца. Дальше я даже читать не стал. Глупость и написано по-детски... Стыдно такую каляку людям показывать...
(1)


19.04.2007 23:17:45
Одно слово - психоаналитикАга))) Псих-аналитик, вкладывающий своё видЕние в вИдение других.))))
(1)


03.05.2007 01:39:40

Чем критиковать человека, лучше бы попытались сперва прочитать текст до конца и понять, о чём говорит автор. Очень тонкая рецензия и глубокое видение человеческих проблем. Пусть даже это и не входило в замысел режиссёра, но снял он сугубо психологический фильм.

Стоит ли говорить, что некоторые критики - по ходу дела - дальше одного абзаца ничего не читают, и больше трёх минут фильмы не смотрят. Иначе бы знали, что главного героя зовут отец Анатолий, а не Анатоль. Посмотрите фильм - тогда и будет повод его обсудить

(1)


04.05.2007 08:36:34

некоторые критики - по ходу дела - дальше одного абзаца ничего не читают, и больше трёх минут фильмы не смотрят.

а вы можете вообще его реплики не читать, а тем паче как-то на них реагировать... Давно известно, пустой кувшин кричит, а полный молчит... Он же от внутреннего душевного убожества вякает куда ни попадя...он все топики со своим убожеством обошел.. его же не волнует ничье мнение, его волнует, как бы идти и везде за собой кучку своего дерьмеца оставить, чем он в принципе и занимается.. так он типа метит свою территорию :))) его зачача  - спровоцировать негатив, неважно каким способом..это его, очевидно , питает:))

Подписывайтесь как-нибудь, и направляя адресованные ответы тем, чье мнение вас интересует, минуя это злопахучее нечто. Тем более оно анонимно, а следовательно, трусливо...

С.Т.

 

(1)
Ваш комментарий к данной статье:
Жирный шрифт Курсив Подчеркнуть Выровнять влево Выровнять по центру Выровнять вправо Выровнять по ширине Вырезать Копировать Вставить Отменить Повторить Список Нумерованный список Верхний индекс Нижний индекс Вставить ссылку

Что такое Большой адронный коллайдер?



Предыдущие голосования...
НЛО в программе "Вести"
НЛО в программе "Вести"
В программе "Вести" на телеканале Россия, в сюжете "Битва гигантов в Ле-Бурже" в кадре на несколько ... Читать дальше...
Требование к МАС вернуть статус планеты Плутон
Требование к МАС вернуть статус планеты Плутон
Открытое письмо читателей журнала Тонос к Международному астрономическому союзу (МАС). До 24 авгу... Читать дальше...
Фотографии НЛО
Фотографии НЛО
На Марсе найдена жизнь!
На Марсе найдена жизнь!
Новые главы!. Открытое письмо коллективу NASA. Галерея фотографий. Ан... Читать дальше...
2012 год: конца света не будет
2012 год: конца света не будет
Известно, что с помощью натальной карты в астрологии можно определить влияние ли... Читать дальше...
С Луны исчез советский «Луноход-1»
С Луны исчез советский «Луноход-1»
О пропаже заявили специалисты НАСА. О том, что «Луноход-1» потерялся, стало изв... Читать дальше...
Грех как алиби за наслаждение
Грех как алиби за наслаждение
Рецензия на фильм «Остров» Павла Лунгина Познающий себя самого и свои аффекты я... Читать дальше...
Животные Марса
Животные Марса
Поздравляем всех, жизнь на Марсе, по всей видимости, обнаружена. Краткие разъясн... Читать дальше...
Вас приветствует tonos.ru! Мы очень рады видеть вас!
RSS-канал новостей tonos.ru Отправить письмо в редакцию журнала "Тонос"
Сообщить об ошибке на этой странице
Лицензионное соглашение