Познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога, и тем больше, чем больше он познает себя и свои аффекты.
– Бенедикт Спиноза «Этика». Теорема 15
история человека, длящаяся от преступления к покаянию, несомненно, является основной темой русской классики, вариации на которую являются неким беспроигрышным и одновременно довольно рискованным ходом, который и совершает фильм Павла Лунгина «Остров». Он принимает ту ответственность перед традицией, которая устами Достоевского и Толстого задавалась вопросами о внутренних мотивах, приводящих человека к богу, о раскаянии за вину как основе всякой религии, об истиной вере, которая мало что общего имеет с соблюдение церковных ритуалов, и сполна оправдывает эти ожидания.
чудеса старец, юродивый, который «книг учёных не читал» и посылает на дощатом кораблике «прошение царю небесному», – вполне созвучен героям классической литературы.
душевную проблему отца Анатолия следовало бы искать в его идентификации с агрессором: нацист некогда заставил его выполнить свою волю и застрелить капитала Тихона, так и сам отец Анатолий – усвоив этот сценарий – заставляет других людей подчиняться своей воле. Однажды сам оказавшись на месте объекта, отец Анатолий попадает в зависимость от этой краеугольной фантазии о наслаждении другого, делается его насладником. Как велико было то наслаждение нациста, как избыточно оказалось оно в глазах отца Анатолия, что оно по прошествии многих лет так сильно манит его, внушает ему такую зависть и отец Анатолий хочет получить хоть малую толику, подобие того наслаждения, которое имел немецкий офицер. И отныне он сам ставит себя на место господина, которому другие – лишённые субъективности – отданы в подчинение. Поэтому он вообще не задаётся вопросом о желании другого, а подчиняет и властвует, программируя молодую девушку на то, что, её «и так никто за муж не возьмёт, вон на роду написано», или принуждает вдову, тридцать лет ждавшей мужа, поверить в его выдуманные реконструкции и отправиться во Францию к своему якобы выжившему супругу: «Что смотришь – исполняй… Если мужа любишь – исполняй предначертанное», – приказывает он, как бы вторя фашистскому «Du ist!».
же самый сценарий наслаждения мы видим в диалоге с молодой девушкой, намеревающейся сделать аборт. Отец Анатолий говорит, что сам совершил убийство и одно это даёт ему право вершить её судьбу, является достаточным основанием для того, чтобы занимать место господина и внушать ей свою волю. Как и нацист из его прошлого, он стремится отнять у другого самую большую его ценность, ту ценность, которую для него самого составляла жизнь друга, для матери составляет её хромой сын, для страдающего ревматизмом – матрас и мягкие сапоги, – всякий раз верша свою волю безапеляционно и с полным небрежением по отношению к другому человеку. Другие люди для него суть только объекты наслаждения, которыми он может манипулировать, как заблагорассудится: или заставить продать всё имущество и отправить во Францию или травить угарным газом или разлучать ребёнка с матерью – он практикует разнообразные и всё более изощрённые способы утверждения своей абсолютной власти в попытке реконструировать сцену убийства Тихона, столь травматично-насыщенную для отца Анатолия. Место нациста, наслаждающегося господина – именно в зависти к нему пребывает отец Анатолий, проецируя эту зависть на неких воображаемых «завистников» – становится объектом его притязаний, именно борьбу за него он ведёт с другими людьми.
может, главным героем фильма, к которому обращены все реплики, имя которого произносится чаще всего, является сам господь бог. Бог явленный в трёх ипостасях, трёх дискурсах, трёх представлениях: бог Филарета, бог Иова и бог Анатолия, – не даром все сцена молитв строятся на противопоставлении трёх этих персонажей. Отец Иов задаётся вопросом о желании бога – почему он не принимает его жертву? – у его бога есть загадка, принципиально неразрешимая загадка его желания: бог волен принять одного и отторгнуть другого, руководствуясь одному ему известными принципами. Но какова божественная логика, почему господь избирал Авеля и отринул жертву Каина? – Именно вокруг вопрошания о желании бога, пути которого для отца Иова, как и для всякого невротика, остаются за семью печатями, и строится его собственный фантазм.
Аналогичным образом ведёт себя и отец Филарет, который идентифицируясь с отцом Анатолием, пытается узнать секрет истинной веры, следовать тем непонятным и двусмысленным знакам, которые даёт ему господь. «Пожар-то этот, думаю, знаком мне был, чтоб начал я подвижничество. Ты как считаешь?» – спрашивает он мнения отца Анатолия так, словно тот знает смысл произошедшего наверняка, осведомлён о желании бога. Как и отец Иов, Филарет стяжает знания (которое приписывает отцу Анатолию), он озабочен поиском бога и на этом пути он претерпевает ряд изменений, открывает для себя нечто новое, а потому мы можем наблюдать динамику развития этого субъекта. Открыть что-то новое может только тот, кто сомневается. Поэтому развитие оказывается возможным для отца Филарета именно потому, что у него нет достаточной уверенности относительно желания господа бога, нет постоянной связи (ligio) с богом; он говорит о себе: «Смерти испугался, маловерный. Не готов, значит, я к встрече с господом нашим. Испугался без покаяние перед смертью остаться. Добродетели во мне мало, а грехов много». Его вера недостаточна, он не чувствует себя объектом восприятия господа, не готов к этой встрече, поэтому он так чуток ко всяким двусмысленным знакам, поиск его продолжается так интенсивно и приводит его к важным открытиям. Тогда как для отца Анатолия невозможны ни сомнение, ни поиск, ни приобретение нового знания, поскольку все его открытия уже состоялись; его душевная структура обладает целостностью, она неизменна и костна.
Анатолий заявляет о себе как богоизбранном человеке, знающем волю господа. Бог Анатолия, напротив, не обладает тайной, его воля очевидна (поэтому отец Анатолий без доли сомнения может заключить «боженька добрый, он поможет»), его желание имеет одно толкование, и сам отец Анатолий позиционирует себя как носителя откровения, святого старца и знатока господского желания, что и даёт ему право так безоговорочно подчинять своей харизме других людей, и братьев и мирян. Душевная реального другого человека не имеет для него значения, поскольку он уверен – и вера его абсолютна, в отличие от иных братьев – окончательно убеждён в том, что только он избран богом, он отождествляет себя с Авелем, тогда как другим отводит роль «завистников», которые могли бы намазать ручку его двери сажей. Механизм проекции работает таким образом, что свою собственную зависть он приписывает другим людям и направляет на себя: это не я завидую, это мне завидуют, как Каин завидовал Авелю. Об этом свидетельствуют его реплики: «Если злословят вас за имя христово, дух божий почиет на вас», «блаженны вы когда будут гнать и поносить вас и всячески неправедно злословить за имя мое». Иными словами, он представляет себя в образе оклеветанного, олжесвидетельствованного, изгнанного, претерпевающего мучения, а значит, являющегося носителем истинной веры, блаженного (т.е. испытывающего блаженство, и одновременно претерпевающего блажь, произвол другого). Но кто же может поносить и всячески неправедно злословить и производить эти гонения на отца Анатолия? – Только он сам. И наилучшим орудием этой травли является его собственная измышлённая вина, и отец Анатолия пользуется этой онструкцией наилучшим образом. Поддерживая представление о собственной греховности, претерпевая само-злословие и само-гонения (проецируемые на неких завистников) отец Анатолий создаёт для себя идеальные, блаженные отношения богом, связь с которым никогда не прерывается, и от имени которого, следовательно, может говорить только он один.
предложение отца Филарета постричь его в схиму, отец Анатолий отвечает: «жил земной жизнью, живот свой от правосудия спасал, а теперь от всего отречься?» Действительно, он не может отречься от своего комфортного мира, где его считают святым и где никто не сможет отнять у него ни его ритуалов навязчивости, ни засаленной фуфайки, ни утреннего променажа за мёрзлым углём, ни столь необходимого ему чувства вины, – всех тех атрибутов отшельника, которыми отец Анатолий сам себя в обилии наделил. Грех – это и наиболее удобное алиби за ту трусость перед жизнью и бессилие что-либо в ней изменить, с другой стороны, он, действительно, не может отказаться от своей dolce vita, единственно удобоваримого способа компенсировать свою психотическую структуру посредством бредового новообразования.
Санкт-Петербург
27 января 2007
Дмитрий Ольшанский
психоаналитик (Санкт-Петербург)
+8 905 2609017
olshansky@hotmail.com
Интересно,а у меня об авторе статьи сложилось мнение-рецензия Его проекция))
Мне очень понравился фильм с "фалософским" содержанием)) Тяжёлый,нудновато смотреть,но вполне осмысляем. И моё мнение,в эпизоде с девушкой,он скорее причинял себе определённый мазо "удар по печени"-он не наслаждается,он-простить себя не может. Он живёт вечной надеждой(ожиданием) на это прощение самого себя. И когда это его отпускает(вылечивает дочь "убиенного"),он умирает спокойно.Его боль,если и не прошла,то его предательство-"отомщенно" им же самим. Его трусость была оправдана им самим в тот момент,когда он стрелял.И с тех пор он перестал бояться чего либо,ему нечего было терять,кроме своей боли,когда он осмыслил свой поступок.Он мстил себе,унижая себя,аки "подобно Богу", "властвуя" над людьми. Он был пророком бесстрашным для себя в 1ю очередь,зная о том,что нет ничего страшнее смерти самого себя.Нет прощения самому себе.
И возможно,та женщина не простила бы себя,что так и не узнала,что с мужем.Ведь она,как и все побаивалась идти.Она чувствовала-муж жив,и ей нужно было поддверждение. И девушка,возможно не простила бы себе аборта. И старец знал о этом "нет прощения",о терзаниях самих себя. У каждого свой грех и свои муки(у кого то без мук)) к нему ходили за "отпущением",и он давая это другим,пытался отпустить себя.
А все эти изыски с "дерьмом испачканой ручки",я вообще вижу как элементарное подразнивание....(забыла имя) с намёком,что мол ты и есть тот завистник,что ручки пачкаешь.Ведь у них постоянно было определённое противостояние.
Может я где то ошибаюсь в граммотном изложении своего просмотра фильма,но это моя точка. и если честно,то особо глубоко так не смотрю как автор,и возможно кто то ещё(так сказать-общее моё воспрятие) С мнением других- не спорю,ибо о вкусах...)))
На редкость грамотная рецензия, хотя и сложновата для обывательского восприятия, открормленного сверх меры всякими любочными и сусальнымы пасторалями на религиозные темы. Мысль Ольшанского, хотя и не бесспорна, но ясно изложена и аргументирована, без лишенго пафоса и умиления, которым часто грешат рецензенты. Всё по делу. Одно слово - психоаналитик.
Человек даже фильм-то и не смотрел, по ходу дела.. начнем с того, что отец Анатоль не выдумал ничего, а обладал по сюжету фильма даром предвидения. Это только из первого абзаца. Дальше я даже читать не стал. Глупость и написано по-детски... Стыдно такую каляку людям показывать...
Чем критиковать человека, лучше бы попытались сперва прочитать текст до конца и понять, о чём говорит автор. Очень тонкая рецензия и глубокое видение человеческих проблем. Пусть даже это и не входило в замысел режиссёра, но снял он сугубо психологический фильм.
Стоит ли говорить, что некоторые критики - по ходу дела - дальше одного абзаца ничего не читают, и больше трёх минут фильмы не смотрят. Иначе бы знали, что главного героя зовут отец Анатолий, а не Анатоль. Посмотрите фильм - тогда и будет повод его обсудить
некоторые критики - по ходу дела - дальше одного абзаца ничего не читают, и больше трёх минут фильмы не смотрят.
а вы можете вообще его реплики не читать, а тем паче как-то на них реагировать... Давно известно, пустой кувшин кричит, а полный молчит... Он же от внутреннего душевного убожества вякает куда ни попадя...он все топики со своим убожеством обошел.. его же не волнует ничье мнение, его волнует, как бы идти и везде за собой кучку своего дерьмеца оставить, чем он в принципе и занимается.. так он типа метит свою территорию :))) его зачача - спровоцировать негатив, неважно каким способом..это его, очевидно , питает:))
Подписывайтесь как-нибудь, и направляя адресованные ответы тем, чье мнение вас интересует, минуя это злопахучее нечто. Тем более оно анонимно, а следовательно, трусливо...