Память, голограмма и иллюзия мира.
Что такое память с позиций современной науки? Об этом речь идет в интервью с британским исследователем процессов памяти, профессором Оксфордского университета Саймоном ФИШЕРОМ.
— Каждое наше переживание оставляет в нас след, который может храниться длительное время и при определенных условиях стать частью сознания, — рассказывает ученый. — Под памятью мы понимаем отражение (запись), сохранение, дальнейшее узнавание и воспроизведение таких «следов» прошлого (нашего опыта), что дает возможность накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, навыков. Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких уровней.
В ХІХ веке врач Франц Йозеф Галль, проводивший исследования нервной системы, начал распространять свои идеи о памяти. В юном возрасте он заметил, что у детей с хорошей памятью на голове, как он назвал, «выпуклости». Это наблюдение привело Галля к мысли, что в мозге есть центры, контролирующие умственную деятельность, а не только содержащие память. До конца ХІХ века часть ученых верили, что если и есть какие-то выпуклости, то только расположенные на голове самого Галля. Его идеи оказались шуткой мирового масштаба!
Что касается памяти, то все данные в ней имеют «перекрестные ссылки». Человек видит машину, и эта картинка имеет перекрестную ссылку на другие картинки машин, имеющиеся у этого человека в памяти, а также на другую информацию о машинах: моделях, цветах. Память все время увеличивается. Только за последние полчаса ваша память возросла примерно на 18 тыс. умственных образов-картинок, то есть примерно на семь триллионов бит информации.
Для понимания процессов памяти важно отметить такой феномен, как трак времени. Его существование доказывает, что каждый момент в жизни остается в нашей памяти. Некоторые люди могут помнить события своей жизни, но они не слышат звуков, или не различают цветов, или не ощущают температуры. Между тем все эти восприятия существуют, они записаны вместе с остальными в памяти.
— Каково современное представление о природе памяти?
— Современное представление о структуре памяти связано с описанием многочисленных подсистем, каждая из которых выполняет свои функции и формирует сложные взаимосвязи как между блоками внутри целостного процесса памяти, так и с другими психическими процессами.
— Какие изменения произошли в развитии нашей памяти в эволюционном аспекте?
— Согласно П.Жане, в социальном взаимодействии людей возникает новый тип памяти. В ходе становления памяти как высшей психической функции она (память) становится, во-первых, опосредствованной разными знаковыми системами (языком), во-вторых, произвольной и сознательно регулируемой. Человек перестает подчиняться своей несовершенной памяти, а начинает руководить ею, организовывать процесс запоминания, структурировать содержание.
— Мне попалась книга Emotional Intelligence, в которой речь шла о влиянии эмоций на ум, интеллектуальную составляющую человека. Действительно ли это так?
— Эмоции имеют большое влияние на процессы памяти. Проникновение в сознание, неприятных воспоминаний, связанных с психологической травмой, затруднено, а приятные не встречают на своем пути никаких препятствий.
Существуют разные виды памяти. Так, эксплицитная память имеет произвольную и сознательную актуализацию зафиксированного опыта. Имплицитная память — это тип памяти, в рамках которой не удается произвольно и сознательно актуализировать опыт. Общий пафос исследователей имплицитной памяти можно выразить так: забытое все равно существует в нашей памяти! Объем долгосрочной памяти практически неограничен. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что забывания в долгосрочной памяти не существует.
Есть еще и семантическая память, отражающая обобщенные знания о мире («в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы»). Информация в семантической памяти хранится в иерархично организованных сетевых структурах, состоящих из узлов и связей между ними.
В эпизодической памяти хранятся фрагменты прошлого. Здесь действует принцип специфичности кодировки, которая заключается в том, что доступность образа прошлого определяется совпадением «ключевых элементов» ситуации кодирования.
Наконец, в автобиографической памяти, занимающей промежуточное положение между семантической и эпизодической памятью, хранятся события и состояния, определяющие самоидентификацию человека.
— Почему память нас так часто подводит?
— К сожалению, в жизни мы намного чаще сталкиваемся с дефицитом памяти. Ее закупорка происходит не из-за способа хранения данных. Можно сравнить трак времени с пленкой кинофильма. Киноаппарат работает, и то, что происходит, записывается начиная с ранних моментов жизни. Но в некоторых местах попадаются загадочные белые пятна. Куда девалась запись? Дело в том, что моменты боли и несознательности — это уже то, что не относится к структурам «обычной» памяти. Именно эти данные и закупоривают память, словно под влиянием компьютерного вируса или короткого замыкания.
— Что такое сознание? Связано ли оно с процессами памяти? Может, это одно и то же?
— В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Для правого полушария характерны высокая скорость познания, точность и четкость. Оно, скорее всего, сличает образ с определенными эталонами в памяти на основе определения в воспринимаемом объекте похожих информативных признаков.
Левое полушарие осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебиранием элементов по определенной программе. Если левое полушарие будет работать изолированно, то оно не сможет интегрировать воспринятые элементы в целостный образ. Таким образом, в каждом психологическом процессе участвуют оба полушария головного мозга.
Функциональная асимметрия мозга приводила ученых к мысли о существовании двух разновидностей сознания: пространственное знание — в правом полушарии, а знание языка — в левом.
— Можно ли научиться «укрощать» сознание?
— В принципе, мы можем управлять сознанием, но, к сожалению, из-за того, что оно действует одновременно на разных уровнях, это сделать непросто. Сознание современного человека развивалось вместе с эволюцией психики животных, это продукт истории всего человечества.
Все в мире находится в непосредственном или в бесконечном опосредствованном взаимодействии всего со всем. Это предполагает существование универсального информационного поля вселенной, являющегося формой универсального взаимодействия и единства мира: ведь все в мире «помнит» обо всем!
Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающем миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание — это не приложение к психике человека, а сама субъективная сторона психики. Уровень сознания зависит от степени организации мозга, и подтверждается это тем, что сознание ребенка формируется с развитием мозга, а когда мозг старого человека дрябнет, угасают и функции сознания.
— Но не является ли это отражение мира через сознание субъективным, то есть не кроется ли в этом некая иллюзия восприятия?
— Нельзя сказать, что мир — это полная иллюзия и объекты в нем отсутствуют. Дело в другом. Когда вам удастся постигнуть глубины вселенной и посмотреть на нее как на голографическую систему, вы придете к абсолютно другой реальности, которая поможет понять то, чему до сих пор не существует объяснения в науке, а именно: паранормальные явления и синхронизмы — странные совпадения, имеющие внутреннюю связь.
Память распределена в мозговой ткани. Все мои пациенты, у которых мозг был частично удален по медицинским рекомендациям, никогда не жаловались на потерю конкретной памяти. Удаление значительной части мозга может привести к тому, что память пациента станет расплывчатой, но никто еще не терял после операции селективной памяти.
Память как одна из центральных функций мозга имеет распределенный, а не локализованный характер. Я пришел к выводу, что это как голограмма. Если каждый кусочек голографической пленки может содержать информацию, по которой создается целостное изображение, то абсолютно аналогично каждая часть мозга может содержать информацию, возобновляющую память как целое.
Мы провели эксперимент, который показал: в определенных условиях элементарные частицы, например электроны, способны мгновенно соединяться друг с другом независимо от расстояния. Не имеет значения, 10 футов между ними или 10 миллиардов километров. Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая. Это открытие нарушает постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия со скоростью света.
Сверхсветовое взаимодействие между частицами свидетельствует о существовании более глубокого уровня реальности, скрытого от нас. И мы видим частицы разделенными, так как видим только часть действительности. Частицы — не отдельные «части», а грани более глубокого единства, голографического и невидимого подобно объекту, снятому на голограмме. И поскольку все в физической реальности заключается в этом «фантом», вселенная сама по себе — проекция, голограмма.
Если разделенность частиц — это иллюзия, значит, на более глубоком уровне все предметы в мире бесконечно взаимосвязаны. Электроны в атомах углерода в нашем мозге связаны с электронами каждого лосося на Земле, каждого сердца и каждой звезды.
— Каков результат вашего открытия?
— Самый потрясающий аспект голографической модели мозга такой: если то, что мы видим, — только отражение того, что на самом деле является набором голографических частот, и если мозг — тоже голограмма и только выбирает некоторые из частот и математически их превращает в восприятие, то чем же на самом деле является «объективная реальность»?
Скажу проще — ее не существует. Как издревле утверждают восточные религии, материя — иллюзия, и хотя мы можем думать, что мы «физические» и двигаемся в физическом мире, это тоже иллюзия. На самом деле мы «приемники», плывущие в калейдоскопическом море частот, и все, что мы вытаскиваем из этого моря и превращаем в физическую реальность, — всего лишь один источни из множества голограмм.
Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ