И потому совершенно невероятным выглядел прошедший по телевидению сюжет из Бурятии о буддистском монахе, который был похоронен в 1927 г., а осенью 2002г., согласно его завещанию, извлечен из погребального пристанища - полностью сохранив свое тело, продолжавшее 75 лет сидеть в позе медитации. Одни предпочли считать, что речь идет об очередной мумии - после египетских фараонов этим уже никого не удивишь. Другие сочли сюжет обычной телевизионной выдумкой и от души над ней посмеялись. Но кто точно не мог пройти мимо странной информации, это специалисты, изучающие погребальные практики, проблемы религиозного сознания и судебно-медицинские эксперты.
Перед учеными возникла проблема: или отмести все как журналистскую «утку» или признать случившееся реальным фактом. Первый вариант был проще и удобней - «такого не может быть, потому что не может быть никогда». Однако в этом случае вставал вопрос о собственной профессиональной ответственности. Если же достоверность факта допускалась хотя бы на 0, 5 процента, следовало лично убедиться в этом и, как следствие, начать изучение уникального для мировой культуры феномена.
Известно, что у человека существует некий порог восприятия реальности, а все, что находится за этим порогом, он относит к ирреальному. Так человек не слышит определенных низкочастотных звуков - тем не менее, они физически доходят до его мозга, формируя «иррациональное» чувство страха и ужаса. Экспедиция, которую организовала «Неизвестная Планета» стала попыткой преодолеть еще один порог в нашем понимании реальности, в понимании человека и самих себя. Перед нами стояли две задачи: убедиться в реальности «феномена Итигелова» и начать его изучение, а также снять об этом фильм. И вторая задача ничуть не уступала первой, поскольку с самого начала стало очевидно: свое тело лама оставил людям в качестве послания - и человечество должно это послание получить и попытаться понять.
Мы (в состав группы входили: д.м.н. Звягин В.Н. , д.и.н. Ершова Г.Г., руководитель отдела экспедиций проекта «Неизвестная планета» Борятин К.С., оператор Кудряшов С.С.) ехали в Бурятию, в Иволгинский дацан, понимая, что можем «вернуться ни с чем» по самым разным причинам. Допускали, что могло не существовать самого медитирующего монаха. Допускали, что встретимся с очередной мистификацией. Допускали также, что нас попросту могли не допустить к святыне - а собственно, кто мы такие? Однако жизнь богаче схем, и она приготовила нам иной, как всегда неожиданный вариант.
Все началось с многочасовой беседы с главой буддистов России Хамбо-ламой Аюшевым, во время которой порою казалось, что ни одна из поставленных задач не сможет быть реализована. Впрочем, в том, что «феномен ламы Итигелова» существует, сомнений не оставалось - еще при извлечении тела был составлен акт, где отмечались целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов. Но только в дацане мы ощутили, что находимся рядом со святыней. И потому нам следовало доказать искренность своих намерений - и научных и съемочных. И вместе с тем мы сумели понять позицию главы буддистов России, признав, что только на нем лежит вся ответственность за сохранность этой удивительной святыни, достоверно описанных аналогов которой в человеческой истории не существует.
В мировой практике это единственный случай подобной сохранности тела. Это не мумификация, не бальзамирование и не сохранность в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, никому неизвестное состояние - в сентябре 2002 г. исполнилось два года нахождения тела ламы вне захоронения - на открытом воздухе. Однако тело продолжает оставаться сохранным. Хотя наблюдающие за ним монахи отмечают некоторые изменения состояний - спонтанные выделения влаги и солей.
В итоге нашей по-буддистски непростой беседы нам была предоставлена возможность осмотреть Итигелова. Кроме того, были предоставлены материалы для первых генетических и химических исследований. При этом главным критерием допустимости тех или иных действий было отношение к Итигелову как к живому человеку, находящемуся в особом состоянии сознания и телесности. Никому пока не известен ни механизм сохранности этого состояния, ни то, что может нарушить удивительное равновесие - и потому Хамбо-лама, исключая воздействие каких бы то ни было излучений или физических полей, не разрешил проводить аппаратных медицинских исследований, а также прямых съемок тела. И мы безоговорочно с ним согласились - никто из нас не простил бы себе вольное или невольное вмешательство в состояние святыни.
Съемочная группа Неизвестной планеты, стала первой, получившей разрешение на любые съемки в буддистских дацанах и святых местах Бурятии. Ламы показали нам места, связанные с жизнью и деятельностью Итигелова, поскольку за этим кроются загадки северной школы буддизма, сформировавшейся на территории Бурятии. Даже если судить по феномену Итигелова, эта школа, следовавшая тантрическому буддизму (Алмазной колеснице) в Махаяне, (Большой колеснице), обладала мощнейшими знаниями в области медицины и мозга, превосходящими собственно тибетскую школу. Не случайно в советские времена буддистские монастыри на территории Бурятии не просто подвергались притеснениям, а разрушались до основания. На месте Анинского монастыря, где Итигелов получил образование, была устроена скотобойня... И теперь мечтой Хамбо-ламы Аюшева стало восстановление этого уникального научного центра. (Неизвестная Планета готова участвовать в этом проекте).
В фильме мы попытались восстановить удивительную биографию великого учителя и реального исторического деятеля ХII Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Итигелова, про которого известно многое. В 1911 г. он был избран ХII Пандито Хамбо-ламой «ламаисткого духовенства Восточной Сибири» и пробыл на этой должности до 1917 г. В начале февраля 1913 г. присутствовал на праздновании 300-летия дома Романовых в Петербурге и открывал буддистский храм. Организовывал госпитали в Первую мировую войну и получил от Николая II немало наград. На раненых он пожертвовал все свое состояние. Это был человек, активно живший интересами России и своего народа - и наверное в этом надо искать и разгадку его последнего удивительного деяния. Предсказывая изменения в стране в новом тысячелетии, он оставил свое тело, в качестве жертвенного послания, которое человечество не вправе потерять.
Итигелов - это поразительное современное явление, где прошлое соединяется с будущим, а невероятное становится реальным. Он, как бы следуя отрицательной диалектике Магарджуны, продемонстрировал, что «отсутствие (уже) прошлого и (еще) будущего лишает смысла представление о реальности настоящего». Не случайно, среди основных научных трудов Итигелов - тексты о пустотности и взаимозависимом происхождении.