(...) 1865 - 30 декабря 1916
Сибирский старец, целитель, особо приближенный к императрице Александре Федоровне, Григорий Распутин является одной из наиболее загадочных личностей в российской истории. Все, что о нем известно современным историкам, основано не на документальных сведениях, а на рассказах очевидцев. А поскольку эти рассказы переходили "из уст в уста", то велика вероятность эффекта испорченного телефона.
Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872-1916). Фаворит царя Николая II и его жены Александры Федоровны. Из крестьян Тобольской губернии. Был введен в придворные круги, при участии тобольского епископа Варнавы. Занял видное положение при Дворе. Был убит в декабре 1916 года Дмитрием Романовым, Феликсом Юсуповым и Пуришкевичем. О его роли в истории России имеются различные, в том числе прямо противоположные утверждения. Участники его убийства Ф.Ф.Юсупов и В.М. Пуришкевич выставляют Григория Распутина врагом трона и злодеем. Историк Платонов О.А. на основе капитального исследования документальных данных утверждает, что Распутин был искренним преданным другом царской семьи и служил на благо России. Разобраться в истинном положении дел я предлагаю читателям на основании приведенных внизу на этой странице произведений.
Вячеслав Румянцев
Распутин-Новых Григорий Ефимович (Наш Друг), 1869-1916, крестьянин села Покровское, Тюменского уезда, Тобольской губернии, глубоко верующий православный человек, посвятивший свою жизнь странничеству по святым местам и благотворительности, обладал большим духовным влиянием на Царя и Царицу. Кампания клеветы против Распутина, а потом и его убийство были спланированы и организованы масонским подпольем в целях дискредитации Царя и захвата верховной власти. Исторические и архивные источники не подтверждают выдвинутых против Распутина обвинений в хлыстовстве, разврате, пьянстве и финансовых махинациях.
Использованы материалы указателя имен сайта RUS-SKY.
Распутин Григорий Ефимович (ок. 1865, с. Покровское Тобольской губ. - 1916, Петроград) - фаворит Николая II и имп. Александры Федоровны. Род. в крестьянской семье, занимавшейся отхожим промыслом. Распутин ушел из села после обращения сельской общины к властям с ходатайством о его выселении. Сблизившись в странствиях с сектой хлыстов, стал «пророчествовать» в образе «божьего человека». Оказавшись в Петербурге, пришел за вспомоществованием к ректору Петербург, духовной академии и негласному духовнику царской четы Феофану, приведшему Распутина в дом вел. князя Николая Николаевича, а потом и в имп. дворец, в к-ром до Распутин уже перебывало немало «святых». Распутин сумел уверить мистически настроенных, недалеких росс. властителей, что наследник престола Алексей, больной гемофилией, и сами они будут жить лишь при его жизни и попечении. Пользуясь неограниченным влиянием на царскую чету, Распутин сменял министров, церковных иерархов, оказывал влияние на внутреннюю и внешнюю политику, дискредитируя и без того не пользующуюся доверием династию, став живым воплощением ее нежизнеспособности. Чтобы спасти монархию от позора и крушения, монархисты-заговорщики вел. князь Дмитрий Павлович, князь Ф.Ф. Юсупов и В.М. Пуришкевич убили Распутин.
(Впрочем, сведения об убийстве Распутина следует считать предположительными, к тому же, весьма сомнительными. Участники убийства состояли в сговоре, потому их воспоминания подозрительно скоординированы и расходятся лишь в нескольких несущественных мелочах)
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
РАСПУТИН Григорий Ефимович (10/23.01.1869-17/30.12.1916), крестьянин с. Покровского Тобольской губ., молитвенник, опытный странник. Много лет, не бросая занятий крестьянским трудом, странствовал по православным монастырям и святым местам, неизменно возвращаясь домой на посевную и уборку урожая. Во время одного из странствий в 1906 познакомился с Царской семьей и стал для нее близким человеком. Сближение Николая II и царицы с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем настоящего русского крестьянина — представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности, своей крестьянской интуицией твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.
“Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин, действительно, из народа”, — говорила царица, а царь считал, что Григорий — “хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно”. Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и беседах.
Царь с царицей уважительно называли Распутина “наш Друг” или “Григорий”, а Распутин их — “Папой и Мамой”, вкладывая в это понятие “отец и мать народа”. Беседовали друг с другом только на “ты”.
В жизни Царской семьи, по мнению Вырубовой, Распутин играл такую же роль, как св. Иоанн Кронштадтский. “Они так же верили ему, как о. Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили и, когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться”.
До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Распутина. Из Тобольска они писали Анне Вырубовой, что Россия страдает за его убийство. Никто не мог поколебать их доверие, хотя им приносили враждебные газетные статьи и все старались им доказать, что он дурной человек. Не следует думать, что царь и царица были наивными людьми. По обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информации и каждый раз убеждались, что это клевета. Более того, Царская семья знала, с каким глубоким уважением к Распутину относились многие почтенные люди.
Известный исследователь русских религиозных движений В. Д. Бонч-Бруевич считал Григория Распутина одной из самых ярких личностей своей эпохи. Передавая свои впечатления от встреч с Распутиным, ученый, в частности, рассказывал: “Много мне приходилось видеть восторженных людей из народной среды, — ищущих чего-то, мечущихся, “взыскующих града”, куда-то стремящихся, что-то строящих и разрушающих, но Г. Е. Распутин какой-то другой, на них непохожий. Не имея никакой политической точки зрения, он что-то стремится сделать. Для кого?..
— Для народушка жить нужно, о нем помыслить... — любит говорить он”.
Св. Иоанн Кронштадтский верил в Григория Распутина, считая его выдающимся странником и молитвенником, т. е. человеком, чья молитва Богу всегда угодна.
Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, присылали телеграммы и письма. В архивах сохранилось немало телеграмм, содержащих эту просьбу. Но больше всего ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что в личной встрече он просто очаровывал людей своей особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто добротой. Многие старики из его родного с. Покровского в Тюменской обл. говорили, что главное в нем — доброта: “Он был добрый и хороший человек, зло о людях не говорил”. Это подтверждают показания министра внутренних дел Протопопова: “...зло не говорил про людей, это мне нравилось...”, а также впечатления других людей, встречавшихся с ним. Граф С. Ю. Витте сказал о Распутине: “Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик, какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро...”
Примерно с 1910 против Распутина в печати начинается организованная кампания клеветы. Его обвиняют в конокрадстве, принадлежности к секте хлыстов, распутстве, пьянстве. Несмотря на то что ни одно из этих обвинений при расследовании не подтвердилось, клевета в печати не прекращалась. Опубликованные в наше время документы свидетельствуют, что кампания клеветы против Распутина была организована масонами с целью дискредитации царя.
Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самом деле предназначались не ему, а царю, символизирующему собой Родину и Русское государство. Нащупав самое тонкое, самое нежное, самое интимное место в жизни Царской семьи, враги царя и России стали с методической старательностью и изощренностью бить по нему, как в свое время они били по Иоанну Кронштадтскому, находившемуся в дружеских отношениях с Александром III.
“Зачем это понадобилось? — спрашивали “Московские ведомости” и отвечали: — Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать, обесславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели заклеймить Россию...” Как справедливо отмечал царский врач Е. С. Боткин: “Если бы не было Распутина, противники Царской семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой — из меня, из кого хочешь”.
Убийство Распутина также было организовано масонами во главе с одним из их вождей В. А. Маклаковым с целью деморализовать царя и царицу. Перед самой революцией в декабре 1916 старец был предательски завлечен в дом масона Ф. Юсупова и зверски убит. После захвата власти масонским временным правительством тело Распутина подверглось ритуальному осквернению, а затем по приказу А. Ф. Керенского сожжено.
О. Платонов
Григорий Ефимович Распутин (1865 - 1916) родился в селе Покровском Тобольской губернии в семье крестьянина среднего достатка. В молодости был конокрадом. К 30 годам сблизился с сектантами, странствовал по монастырям. Обретя ореол «прорицателя» и «святого старца», он в 1907 г. сумел попасть в царский дворец.
Экзальтированная, нервная императрица, чувствующая себя бесконечно виноватой в том, что не может осчастливить Россию наследником, пользовалась услугами различных «божьих людей». Но родившийся, наконец, сын оказался тяжело больным. Гемофилия (несвертываемость крови) - болезнь, передающаяся по материнской линии. Это обстоятельство еще больше усугубило чувство вины, а постоянная тревога за жизнь ребенка сделала Александру Федоровну совершенно больным человеком, готовым цепляться за любое спасительное средство. Существуют многочисленные свидетельства того, что Распутину удавалось облегчить положение мальчика тогда, когда медицина оказывалась бессильной. К тому же Григорий олицетворял собой тот тип неграмотного, но очень набожного русского мужика, с широкой, гулящей натурой, который, по представлениям императрицы, был самым характерным для русского крестьянина. И именно через него достигалось столь желанное, хотя и весьма иллюзорное, единение царской власти с народом. В этом смысле Распутин стал для царской семьи символом. Однако близость к царской семье человека, ведущего малопривлекательную за чертогами дворца жизнь, наносила огромный урон престижу царской власти. И для России Распутин тоже стал символом - символом разложения правящей верхушки.
Доказательством огромного влияния Распутина стало явление, прозванное «министерской чехардой». По безграмотным запискам Распутина и настоянию императрицы царь вручал министерские портфели то одной, то другой бездари. Совет министров получил прозвище «кувырк-коллегия». При этом персональный состав правительства вызывал резкий протест всего общества.
Хотя, несомненно, в этот период императрица в своих письмах в Ставку довольно активно навязывала Николаю кандидатуры тех или иных министров, выдвигая в качестве главного аргумента «профпригодности» лояльность к Распутину, ситуация представляется более сложной. Дело в том, что «рекомендации» Распутина удивительным образом совпадали с политическими настроениями самого Николая.
Однако Россия была полна слухами, сплетнями, пересудами. Кругом царили взяточничество, казнокрадство, продажность. Аристократические круги считали виновником всех бедствий Распутина. Чтобы спасти престиж монархии, в высших государственных сферах возник заговор, и в декабре 1916 г. Распутин был убит.
Но смерть Распутина не произвела ожидаемого эффекта. Более того, сами организаторы убийства впоследствии сожалели о своей политической близорукости: фигура Распутина служила как бы громоотводом, вбиравшим в себя всю ненависть оппозиции и народа, позволявшим до поры до времени сохранять божественный ореол царской власти.
Литература:
Пуришкевич В.М. Дневник за 1916 года (Смерть Распутина) (Житие блудного старца Гришки Распутина. М., 1990)
Васильев А.Т. Охрана: русская секретная полиция. В кн.: «Охранка». Воспоминания руководителей политического сыска. Тома 2, М., Новое литературное обозрение, 2004. См. главы:
Глава XI. Убийцы Распутина. — Заговор. — Городовой и подозрительные выстрелы. — Подозрительные объяснения Пуришкевича. — Полиция действует. — Обсуждение с министром внутренних дел. — Поиски компрометирующих документов.
Глава XII. Первые результаты расследования. — Рассказ дворника. — Таинственный «Маленький». — Пятна крови. — Допрос слуги. — Попытка Юсупова оправдать себя. — Таинственная вечеринка. — Выстрел во дворе. — Мертвая собака.
Глава XIII. Всеобщий интерес к делу. — Ботик на Невском мосту. — Поиски тела. — Ужас Царицы. — Похороны Распутина. — Юсупов лжет Императрице. — Обвинение в преступлении. — Телеграммы. — Анонимное письмо. — Пуришкевич спасается бегством на фронт. — Царское решение по поводу убийц. — Оппозиция Великих князей. — Изгнание убийц.
Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 29
Платонов О.А. Жизнь за царя. (Правда о Григории Распутине)
Румянцев В.Б. Убийство старца - 27.12.2001 «Религия в России» (приложение «Русского журнала")
Сочинения:
Г.Е. Распутин. «Житие опытною странника» (Май 1907 год)
Г.Е. Распутин. “Мои мысли и размышления” Петроград, 1915 год
Григорий Распутин родился 29 июля 1871 года в селе Покровское Тюменской области. Поскольку место его рождения было практически недосягаемо для большинства желающих, то о жизни Григория Распутина на родине сохранились лишь отрывочные и неточные сведения, источником которых был в основном он сам. Вполне вероятно, что он был монахом, однако не исключено, что Распутин - просто гениальный актер, который великолепно изображал свою избранность и тесное общение с Богом. Читать дальше...
"...Яды обнимут Землю, как страстный любовник. И в смертельном объятии, небеса обретут дыхание смерти, а в источниках воды будут горьки, и многие из этих вод будет ядовитее гнилой змеиной крови. Люди будут умирать от воды и воздуха, но говорить будут они умерли от сердца и почек...И горькие воды заразят время, как вех, ибо горькие воды породят горькие времена..." Читать дальше...
Источник: "Хронос"
04.05.2008 06:26:36
4to v sozidanii vo blago to vrazruwenii v realjnoj dejstviteljnosti.
kogda mne bila 18 let so mnoj proizowol nes4astnij slu4ij ja podzorvalsja, polu4il owogi 2 i3 ctepeni, vra4i govorili 4to ja rodilsja v rubawki, uverjali menja 4to ja dolwen bil pogibnutj ,no ja vizil, posle vzriva ja uvereval v Boga i vozljbil ego vsem sercem svoim, i mne otkrilosj, boljwaja istina, proro4estva o mire, i posledstvija vsej nauki i progresa i k 4emu oni vedut, bog, mne dal dar sposobnosti videtj to 4to nevidno nikomu iz ljudej, videtj vse vnuwenija djavola ego lwe4udesa, i vse beskone4nie plodi kotorie on sobiraetot civilizacii, plodi-grexi kotorie delojutego siljnim, videtj otkuda idut i rozdajutsja grexi ljudskie, videtj tjmu kotoraja v nas, videtj kak stradaet moja ljubimaja priroda, kak stradajut ljdi
ja ponimaju 4to ljdjam menja budet tjawelo ponjat, no kogda nibudj oni pojmut, potomu 4to eto slova bowie, i bog 4erez menja u4it ljudej kak nado witj i s 4em, kogda pridjot mojo vremja ja na4nu govoritj to 4to mne otkril Gospodj.
pora ljudjam na4atj o4iwatsja ot togo 4to gubit nas i prirodu. bitj gotovim k duwevnim pereobrazavaniem, xvatit prinasitj radostj vsex gubitelju duw-djavolu otvernutsja ot nego vijti iz proposti, i povernutsja licom k Gospodu, ubo on Gospodj estj ljubovj i nawe spasenie
a nas4ot Grigorija rasputina skazu 4to on bil o4enj mudr,Bog mne dal prozorlivosj,i ja izu4il ego istoriju zizni,i teperj uveren 80% iz 100 4to on moj praded.
prorok dmitrij +37129671194
11.09.2008 14:01:45
о великий дмитрий мы рабы твои :)
03.06.2009 01:40:33
Qriqoriy Rasputin yayavlyaetsya velichayshem chelovekom, on lyubil Rossiyu, i tsennosti svyazonnie s ney. U qriqoriy rost bil 183 sm, a ves 75 -82 kg. Eto dokazivaet shto on vel normalniy obraz jizni , pil on tolko madeyru (krasnoe vino), vodku ne upotreblyal, vel sebya normalno. Tabakuril redko. I estli daje razvratom zanimalsya, to delal eto duxovno. Takix lyudey nado tsenit/ Ya za eqo konanizatsiyu. dumayu mnoqie druqie toje.