Оглавление
Глава 5. ПРАВДА НАШИХ ДНЕЙ
И вот теперь, на грозном перевале
В судьбе страны и собственной судьбы
Мы, верно, все сегодня б не желали
Над нашим страшным горем морщить лбы.
Но пробил судный час— вдали и рядом,
Как века зов, как времени печать,
Идут бои, идут бои за Правду,
Идут бои, и нам нельзя молчать.
Присоединимся и мы к зову В.Макарова и вспомним Евангелие от Матфея: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (гл. 5—10). Когда в мире, в любой земле происходит что-то с народом, с его судьбой, к людям выходят пророки. Никогда не остается в стороне и церковь, потому что это ее первейшее дело — вернуть свой народ на тропу вероисповедания, открыть ему правду. Священники проповедуют, надо, чтобы их проповеди, в которых содержится анализ прошлого я настоящего и предсказание будущего, дошли до каждого.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн открывает верующим и неверующим глаза:
«Отечество наше, народ переживают сегодня лютые, тяжелейшие времена смуты и безначалия.
Святыни попраны и оплевань!, государство предано и брошено на разграбление бессовестных и алчных стяжателей, жрецов новой, официальной религии — культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы — любой ценой. Процесс апостасии, разложения живого и цельного христианского мироощущения, предсказанный Иисусом Христом почти два тысячелетия назад, близок к завершению. По всей видимости, Бог судил нам , стать современниками «последних времен». Антихрист как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнения.
В этих условиях, когда делается все, чтобы «прельстить, если возможно, избранных» (Мф., 24), необходимо вернуть человеку понимание истинного смысла его существования...
Вопросы религиозного осмысления истории русского народа приобретают в этой связи особую злободневность. Тем более что события русской истории ни по своим масштабам» ни по нравственному значению не укладываются в рамки рационалистического познания.
Христианское мировоззрение давно подметило в череде исторических событий некую необъяснимую, на первый взгляд, странность. Походы и войны, мятежи и революции, смены династий и свержения престолов, экономические кризисы и политические интриги — эти внешне бессвязные и хаотические явления соединены между собой удивительным единством последствий. Их конечным результатом всегда является разгром национальной государственности и попрание христианских святынь. Неизбежно встает вопрос: «Почему?» Что это — случайность или «объективная закономерность», столь любезная сердцу историков-материалистов? Особое звучание приобретают в этой связи многочисленные христианские пророчества, предсказывающие именно такой ход истории.
«Молим вас, братия,- обращался апостол Павел к народу церковному на зарё христианской веры, — да не обольстит вас никто никак... ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не взят от среды удерживающий теперь» (2 Сол. 261; 7. См. ниже «Пояснение»). В этом апостольском призыве —> ключ к пониманию многих загадок истории и наших сегодняшних недоумений.
Истоки «тайны беззакония» коренятся в седой древности...»
Мы опускаем историю появления Христа на земле иудейской, обличение им фарисеев, которые не могли простить ему правды. Они расправились с ним, начали гонения на его учение. Оттуда и пошли, по мнению митрополита, истоки беззакония:
«Тогда христианской церкви была объявлена война. Вести ее открыто хриотоненавистники не могли — не хватило сил. Их оружием в этой войне стали тайные общества и организации, скрывавшие за внешне благовидной деятельностью свою главную цель: низвергнуть христианство, разрушить национальные государства и подготовить таким образом «добровольное» объединение мира в рамках единой международной политической структуры под властью единого мирового правительства. Его глава и должен, по замыслу «архитекторов» этого «общемирового дома»у воплотить многовековую мечту о господстве над миром.
Христиане назвали этого грядущего мирового диктатора антихристом...
...предтечи антихриста...с удивительным единодушием выполняли кропотливую работу по разрушению христианского мироощущения и национальной государственности».
Проповедник особое внимание уделяет нашему низкопоклонству Западу, который первым попрал многие христианские заповеди:
«Отпавший от благодатаг Божией католический Запад первым испытал на себе всю мощь этого натиска. «VexiHa regis prodeunt inferni» — «знамена властителя ада продвигаются вперед» — так писал в 1844 году в своей энциклике папа римский Лев XIII, предупреждая западный мир об опасности. Ныне на наших глазах завершается один из последних актов этой грандиозной исторической драмы. Западный мир, хвастливо именующий себя цивилизованным и кичащийся многовековой христианской культурой, на деле являет собой жуткое зрелище тупого, животного равнодушия к вопросам истинно духовной жизни.
Стоило поднять «железный занавес», чтобы русский человек на собственном опыте убедился, каковы «блага цивилизации»: беспредельный цинизм и разнузданное бесстыдство хваленого «свободного мира» сегодня очевидны для любого наблюдателя, сохранившего хоть малую толику нравственной чуткости. На развалинах некогда христианских национальных государств с помощью бесчисленных международных банков, фондов, комитетов, совещаний и организаций лихорадочно возводится уродливая вавилонская башня «мирового порядка».
Уже многие из тех, кто безоглядно расхваливал западный образ жизни, поняли, что не все так идеально в этом капиталистическом рае. Мы не построили еще капитализм, а издержки уже превышают приобретения.
Митрополит Иоанн, которому по праву подойдет определение «Иоанн Богослов наших дней», объясняет замыслы западных держав в отношении России, причины, побуждающие к уничтожению русского народа:
«Его строителям давно не давала покоя Россия. Длительное время русская держава являлась тем «удерживающим» (вспомним слова апостола Павла! См. ниже «Пояснение»), само существование которого не позволяло осуществиться «тайне беззакония». Крепкая вера Руси и ее мощная православная государственность служили гарантиями того, что разрушительные социальные и религиозные движения не смогут достичь своих страшных целей. Тем не менее к XIX веку влияние тайных международных богоборческих сил достигло такой величины, что на повестку дня поставлен вопрос об уничтожении России».
«Когда самодержавная Россия останется последней целью христианства, мы спустим с цепи революционеров-нигилистов и безбожников и вызовем сокрушительную социальную катастрофу, которая покажет всему миру во всем ужасе абсолютный атеизм как причину одичания и самого кровавого беспорядка... Тогда все бесчисленное множество разочарованных в христианстве, жаждущее в душе своей божественного идеала, прижмет просвещение через всемирную проповедь чистейшего люциферианского учения, к тому времени уже открытую и всенародную».
Похоже это время уже настало: волны откровенного или наспех замаскированного сатанизма заливают русскую землю, губя и калеча человеческие души. А мы все спим? Неужели «шибки прошлого ничему не учат? Документ, содержащий вышеприведенные страшные строки, подписан 15 августа 1871 года Альбертом Пайком, духовным вождем международного масонства того времени. Обнародованный задолго до революции 1917 года, он был вскоре переведен на русский язык и опубликован в России, но остался... незамеченным. Уверенное в несокрушимой мощи Русского государства, русское общество беспечно взирало на набиравший силу процесс «расцерковления» народного сознания.
Напрасно Православная Церковь взывала устами своих святых подвижников: «Западом и наказывал, и накажет нас Господь, а нам все в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!..> Вдохнув этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня...» — слова эти принадлежат русскому подвижнику Феофану, затворнику Вышенскому. Не горько ли, что и сегодня они звучат как нельзя более современно*.
Святой отец указывает на причины, которые, по его мнению, стали побудительными факторами революции 1917 года:
«К предостерегающему голосу пастырей церкви присоединяли свои тревожные призывы и патриоты-государственники. В докладной записке департамента полиции, датированной 10 февраля 1895 года, отмечается: «Ныне боевой аппарат масонства усовершенствован, и формы грядущего натиска откристаллизовались. Испытанным боевым оружием масонства уже послужил экономический фактор — капитализм... Разжигание бессознательной ненависти в народной толпе против всех и вся — таков второй и главный наступательный ход, выдвинутый ныне масонством в России. Этой мутной волной намечается потопить царя не только как самодержца, но и как помазанника Божия, а тем самым забрызгать грязью и последний нравственный устой народной души — православного БОЩЙЙ» Пройдет каких-нибудь десять-двадцать лет спохватятся, да будет поздно: революционный тлен уже всего коснется. Самые корни векового государственного уклада окажутся подточенными».
Катастрофа 1917 сода и последовавшая за ней братоубийственная бойня иллюстрируют приведенные выше цитаты лучше всяких слов. Религиозный смысл этих исторических событий не вызывает сомнений. Стремились уничтожить Россию как престол Божий, русский народ — как народ-Богоносец. Символический смысл некоторых деяний «строителей светлого будущего» просто бросается в глаза
В 1918 году при странных, таинственных обстоятельствах совершено зверское убийство царской семьи и ближайших слуг. Зачем? Ведь никакой политической опасности они уже не представляли — .это ясно любому непредвзятому исследователю. Убивая православного царя, символически убивали законную, христианскую, национальную власть. Убивая вместе с августейшей семьей их верных слуг, убивали всесословное общенародное единение, к которому так стремилась всегда русская жизнь.
В 1921 году русские архиереи взывали: «Народы Европы, народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! Помогите изгнать культ убийства, грабежа, богохульства из России и всего мира». Напрасный труд — «цивилизованный мир» равнодушно взирал на русские муки...»
Далее митрополит Иоанн говорит о тайне беззакония, приведшего страну к плачевному рубежу, призывает к покаянию и выражает надежду на возвращение веры и наступление лучших времен, которому способствовать будут христиане, восставшие против беззакония:
«...15-летнее наблюдение над разрушением нашей Родины воочию показало всему миру... как поработителя русского народа верны программе масонских лож по борьбе с Богом, Церковью, с христианской нравственностью, с семьею, с христианским государством, с христианской культурой, что создало и возвеличило нашу Родину.
Общие потери народонаселения за период с 1917 по 1959 год составили 110, 7 миллиона человек. Так явила себя тайна беззакония в России — во всем ужасе и безобразии своей дьявольской личины».
У нас нет, к сожалению, подсчетов о том, сколько людей погибло в результате той же «тайны беззакония» в период с 1959 года и до наших дней. Нет сомнения, что число их может превысить эту цифру. Ведь была война в Афганистане, была война в Чечне, гибнут люди в Дагестане, а уж сколько погибло от рук преступников невинных людей! Только в страну беззакония мог переместиться центр международного терроризма. Террористы уютно устроились на территории Российской Федерации — на горной чеченской земле, где также страдает от беззакония народ. На их счету жизнь невинных людей, погибших в нашей столице, в Буйнакске и Ростовской области.
«Итак, что же мы на сегодня имеем? Разрушенное государство, над трупом которого вовсю пирует воронье «суверенных» князьков, растаскивая остатки по своим «уделам»...
«Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Мф.*.24, 7>. Это пророчество не о мировых войнах, «ибо восстанет народ на народ и царство на царство», как думают некоторые. В них участвовали многие народы и царства, здесь же говорится о двух. Оно — о той последней, страшной брани, которую поведет в последние времена народ Божий православные христиане, вписанные в Книгу Жизни не принадлежащие царству Божию, против НАРОДА БЕЗЗАКОННОГО — богоборцев и лжеучителей, предтеч антихристовых, участников и ревнителей «тайны беззакония», принадлежащих по духу своему царству тьмы и Сатане — возглавителю этого царства.
...Покаемся же в нерадении своем И поревнуем святому делу Божию — возрождению дома Пресвятой Богородицы, православной России! Сие и буде! Аминь!»
Смысл «удерживающего» святые отцы, которые толковали Писание, понимали неоднозначно. Св. Иоанн Златоуст писал: «Одни полагают, что под этим (должно разуметь) благодать Святого Духа, а другие — римское государство. С этими последними я больше соглашаюсь».
Правду наших дней доносят и такие писатели, как В. Крупин. Не умея молчать, они открыто говорят о «тайне беззакония». Но, характеризуя время, писатель, высказывание которого приводится ниже, не снимает вины и с нас самих, россиян. Потому что мы сами позволяем себя разлагать, принимая чужие нравы и стремясь обогатиться за чужой счет. Однако надежда ведет нас, и как все проходит, «пройдет и это»:
«Наше время прошло стократные сравнения со смутным временем или промежуточным периодом от Февральской революции до Октябрьского переворота, нет, все гораздо сложнее. Даже нашествие двунадесяти языков было более милосердно для России; тогда была крепка христианская семья* крепки крестьянские, просто человеческие традиции порядочности и совестливости. Сейчас все попрано и осмеяно, выбрана не совесть, а нахальство, не душа, а желудок. Сейчас даже не время раннего христианства, хотя тоже немного смахивает: сильно язычество, крепчают секты, идет вакханалия борьбы групповых и партийных страстей.
Сейчас вспоминается скорее гибель Эллады, Древней Греции. Не Древнего Рима, нет, не от криков о зрелищах, не от разврата и роскоши, не от тяжести захваченных колоний, нет, мы гибнем не от этого, мы разлагаемся изнутри и стремительно готовимся стать легкой добычей для чужестранцев.
Нас оккупирует не чужая армия, а чужие деньги и нравы. Мы можем перестать быть русскими.
Но так же, как во все времена, даже в Нероновы, спасались светлые умы и чистые души, так будет и сейчас - не погибнет Россия! Не может быть без будущего такая страна...»
И не взрасти «силе окаянной» на наших бедах, и не сжить нас «злу со свету, не пировать победу лжи», пока есть те, кто говорит правду
Из тех, кто говорил правду, Г. Федотов. Вновь перелистаем его статью «Будет ли существовать Россия?», изданную в 1929 году. Стоит обратить особое внимание на дату — 1929 год. Всего семь лет прошло с того дня, как был подписан указ об образовании СССР. Но уже в те времена сепаратисты стремились расчленить содружество народов. Республики, вставшие на ноги с помощью русской нации, стали снова стремиться к независимости.
Прошло время, и Советский Союз «распустили», хотя основная масса народов, живших под одной крышей с русскими, проголосовала, что Союзу быть. Поэтому высказывание Г. Федотова особенно актуально сейчас, так как в нем содержится правда, горькая правда, & которой не прислушались. А ведь он разъяснял, к чему может привести каждую нацию развал империи, создание которой было предопределено исторически и вызвано необходимостью реалий:
«...Никто не станет отрицать угрожающего значения сепаратизма, раздирающего тело России: За одиннадцать лет революции зародились, развились, окрепли десятки национальных сознаний в ее расслабевшем теле. Иные из них приобрели уже грозную силу. Каждый маленький народец, вчера полудикий, выделяет кадры полуинтеллигенции, которая уже гонит от себя русских учителей. Под покровом интернационального коммунизма в рядах самой Коммунистической партии складываются кадры интернационалистов, стремящихся разнести в кусочки историческое тело России. Казанским татарам, конечно, уйти некуда. Они могут лишь мечтать о Казани как столице Евразии. Но Украина, Грузия (в лице их интеллигенции) рвутся к независимости. Азербайджан и Казахстан тяготеют к азиатским центрам ислама.
...Мы говорим со справедливой гордостью, что эта гегемония России почти для всех (только не западных) ее народов была счастливой судьбой, что она дала им возможность приобщиться к всечеловеческой культуре, какой являлась культура русская. Но подрастающие дети, усыновленные нами, не хотят знать вскормившей их школы и тянутся к Западу и Востоку, к Польше, к Турции или интернациональному геометрическому месту, т. е. к духовному небытию.
Поразительно,* что среди стольких шумных, крикливых голосов ни один великоросс не подает признаков жизни. Он жалуется на все: на голод, на бесправие, тьму, только одного не ведает, к одному глух — к опасности, угрожающей его национальному бытию.
Вдумываясь в причину этого странного омертвения, мы начинаем отдавать себе отчет в том, насколько глубок корень болезни.
В ней одинаково повинны... главнейшие силы, составлявшие русское общество в эпоху империи: так называемая интеллигенция ж власть. Для интеллигенции русской, т. е. для господствующего западнического крыла национальная идея была отвратительна своей исторической связью с самодержавной властью. Все национальное обзывалось реакцией, вызывало ассоциацию насилия или официальной ЛЖЙ. Для целых поколений слово «патриот» было бранным словом. Вопросы общественной справедливости заглушали смысл национальной жизни. Национальная мысль стала монополией правых партий, поддерживаемых правительством. Но что сделали с ней наследники славянофилов?..»
Вчитайтесь в слова великого публициста, обращенные к нациям ни много ни мало — семьдесят лет назад! Провидческие слова о том, чем грозит развал Союза. Может быть, в них кроется и правда о положении народов Кавказа:
«Из оставшихся в России народов ненависть к великороссам встречается только у наших кровных братьев — малороссов, или украинцев. И это самый больной вопрос новой России.
... Большинство народов, населяющих Россию, как островков русском море, не могут существовать отдельно от нее другие, отделившись, неминуемо гибнут, поглощенные соседями. Там, где, как на Кавказе, живут десятки племен, раздираемых взаимной враждой, только справедливая рука суперарбитра может предотвратить кровавый взрыв, в котором неминуемо погибнут все ростки новой национальной жизни. Что касается Украины, то для нее роковым является соседство Польши, с которой ее связывают вековые исторические цепи. Украине объективно придется выбирать между Польшей и Россией, и отчасти от нас зависит, чтобы выбор был сделан не против старой общей родины. И наконец, за нас действуют еще старые экономические связи, создающие из бывшей империи, из нынешнего СССР, единый хозяйственный организм. Разрыв его, конечно, возможен (пример — та же Австрия), но мучителен для всех участников хозяйственного общения. Силы экономической инерции действуют в пользу России. Сумеем ли мы воспользоваться этими благоприятными шансами, это зависит уже от нас, т. е. прежде всего от новых поколений, которые вступают в жизнь...»
Федотов давал рецепты мирного существования и указывал, что нужно делать, чтобы не произошло в будущем развала великой державы. Не прислушались! Не вняли пророческому предупреждению человека,, который жил на Западе и знал обратную сторону его демократических свобод. И прежде всего пренебрегли духовными потребностями людей;
«...Россия не Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси. И народы эти уже не безгласны, но стремятся заглушить друг друга гулом нестройных голосов. Для многих из нас все это еще непривычно, мы с этим не можем примириться. Если не примиримся с многоголосостью, ж не с нестройностью, то и останемся одни в Великороссии, т. е. Россия существовать не будет. Мы должны показать миру (после крушения стольких империй>, что задача империи, т, е. сверхнационального государства, — разрешима. Более того, когда мир, устав от кровавого хаоса мелкоплеменной чересполосицы, встоскует об единстве как
предпосылке великой культуры, Россия должна дать образец, форму мирного сотрудничества народов не под гнетом, а под водительством великой нация. Задачи политиков — найти гибкие, но твердые формы этой связи, обеспечивающей каждой народности свободу развития в меру сил и зрелости. Задачи культурных работников, каждого русского в том, чтобы. расширить свое русское сознание (без ущерба для его «русскости») в сознание российское. Это значит воскресить в нем в какой-то мере духовный облик всех народов России... Пусть каждый маленький народ, т. е. интеллигенция, не только не чувствует унижения от соприкосновения с национальным сознанием русских (великороссов), но и находит у него помощь и содействие своему национально-культурному делу. Рано или поздно весь народ будет интеллигенцией, и презрение к его духовным потребностям отомстит за себя...
...На вопрос, поставленный в заглавии, «Будет ли существовать Россия?» — я не могу ответить простым успокоительным «будет!».
Я отвечаю: «Это зависит от нас. Буди! Буди!»
« — Любовь моя, Россия, где твои пророки?.. Один в изгнании, другой в могиле. И трубят ангелы: первый, второй, третий — все до седьмого. Все одновременно...» — этими словами начинает свою статью в первом номере журнала «Октябрь» за 1990 год под названием «С тревогой и надеждой» писатель Лев Тимофеев. Еще впереди указ об упразднении Советского Союза, роспуск коммунистического сообщества, расстрел российского парламента и еще многое другое, что стало болью российского общества наших дней.
Но уже тогда, как бы предчувствуя будущие события, Лёв Тимофеев знал, что народ в период самых смутных дней, последних дней уходящего века, обратится к пророчествам, с тревожным любопытством будет изучать наследство не признаваемых в нашем мире провидцев прошлых столетий и обязательно назовет имена пророков-современников, будет читать и перечитывать их провидческие и предупреждающие статьи и искать их, и спрашивать, где же были наши глаза и уши, почему мы не прислушивались к тем, кто был среди нас и видел больше, и дальше, чем все.
Писатель называет нам имена наших пророков. Среди них академик А. Сахаров. Пророк ушел, но все мы отдаем дань его стремлению обратить внимание всех нас на животрепещущие проблемы времени. Только писатель с большой буквы может так сказать о великих людях нашего времени, что хочется вновь и вновь перечитывать его строки:
«...Судьба современных пророков ничем не отличается от судьбы пророков всех времен. Солженицын, Сахаров, с ними другие... Андрея Дмитриевича Сахарова называли пророком еще при жизни, но многие ли у нас в стране знают его пророчества, его публицистику? — задаёт автор справедливый вопрос. — В чем пафос его знаменитых (знаменитых не у нас — за границей) «размышлений о прогрессивном, мирном сосуществовании интеллектуальной свободе»? Как написаны, составлены его многочисленные, постоянные, упорные обращения к правительствам разных стран, к мировому общественному мнению? Что именно говорил он в своем письме о вторжении в Афганистан?
Многие ли могут сказать, что знали, читали, слышали его пророческое слово?»
Увы, немногие читали его самого, а только то, что писали о нем идеологи тех времен. И не подозревали о том, что прорек не на себе, а на земле нашей грешной, ходит среди нас» предупреждает, взывает к нашей совести:
«И все-таки мы знали силу этого слова, его значение для страны. Мы верили ему, не читая и не слыша, лишь угадывая, улавливая смысл!"-часто в пересказах знакомых, случайно поймавших обрывки текстов по радио, даже не уточняя подробностей, да сквозь радиоглушилки они могли и не расслышать подробности. Важно было то, что он говорит.
Говорит за всех молчащих, за всех, кто хотел бы, но боится или не умеет сказать вслух, - как бы от их имени, как бы сквозь их страх и скованность, — принимая на себя вею ответственность, все последствия.
Сахаров был пророком, принявшим на себя благословение Божие. И тяжелую мирскую ответственность, ему верили, не читая. Верили не, на слово, а как бы помимо слова — верили в него, верили его жизни, его судьбе, его личности...»
Пророк — все равно что Бог. Его откровения обращены к нациям, малым и большим народам, ко всему человечеству, и если мы пропагандируем в этой книге пророчества Христа и других провидцев из прошлого, мы возлагаем также на себя и обязанность привести те слова, которые слетали с уст пророка вашего времени Андрея Сахарова. Они еще более для нас важны, потому что речь идет не о событиях, отгремевших в жизни наших далеких пращуров, а о проблемах, касающихся непосредственно каждого из нас. Свидетелями всего происходившего и происходящего стали мы и наши пророки. Об этом и говорит Л.Тимофеев:
«...С надеждой и тревогой задаемся мы вопросами о нашей нынешней жизни. С надеждой и тревогой обращаемся к пророчествам.
Наши пророки не в будущем видят апокалиптические, картины, но в настоящем и в ближайшем прошлом, которое все остается нынешней, неушедшей реальностью. Солженицын, Сахаров, с ними другие.... Нет, не пророки — свидетели!
Диалектика -- один из величайших соблазнов человеческой истории. Миф о необходимости жертвовать настоящим ради светлого будущего дорого обошелся России... Но сопротивление соблазну никогда не угасало у нас в стране. От Достоевского и авторов «Вех» усвоили мы понимание: из столкновения вчерашних грехов с нынешними не построится безгрешное будущее. Какое рукотворное завтра стоит уже пролитой крови и той, что еще прольется? Какое поколение советских людей будет жить при коммунизме?
Льва Тимофеева самого можно назвать провидцем. Ученые, признававшие ранее только господство материальных теорий, в последнее десятилетие сделали важное открытие: помимо материального, есть и мир Ирреальный, мир тонких материй. Сама история человечества творится также и в нематериальных мирах. Там и наше будущее. И об этом говорит Лев Тимофеев в своей статье, посвященной памяти Сахарова:
«Но, кажется, слава Богу, наша эпоха дала жесткий опыт познания метафорических истин. Кажется, начало нам брезжить: не имеет смысла затевать спор о том, будет ли завтра лучше или хуже, — сегодняшний бы день правильно понять во всей его трагичности во всех её проявлениях.. Да что там во всех! Хотя бы то, что дано понять, не упустить из-за высокомерия и гордыни.
История — таинство, а не романтическая дорога в светлое завтра.
Само взаимопроникновение прошлого, настоящего и будущего— таинство, требующее уважения. Кровь, пролитая сегодня, не только протечет в завтрашний день, но таинственным образом окрашивает и прошлое».
Пророчества всегда связаны с апокалипсисом. У Тимофеева в статье затронута и эта тема:
«Апокалипсис — наша сегодняшняя реальность: только что была уже в истории и саранча в броне и с человечьими лицами, и треть человечества умирает уже от огня, дыма и серы, и научились называть горе множественными именами: одно горе прошло, вот идут за ним еще два горя... два ли только?
По времени и пророки. Солженицын, Сахаров, с ними другие. Не предсказывают они скорый конец света, но свидетельствуют: вот и первый ангел протрубил, и второй... И не в исторической последовательности раздаются эти трубные звуки, но все одновременно — и седьмой ангел трубит среди них — тот, что возвещает: царство мира сделалось Царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков
Жизнь человеческая — таинство. Человек — творение Бога, и все, что в нас есть, от Бога. Об этом также говорит писатель в статье о Сахарове:
«Таинственно взаимопроникновение прошлого, настоящего, будущего. Любви не убывает в мире — праведники уходят, оставляя миру свою Любовь, растворяя ее в мире. И Царство Божие, и свобода — в каждом из нас есть». Свобода, совесть и любовь — все это было в пророке наших дней А. Сахарове.
Лев Тимофеев пишет: «И вот теперь последнее, что открывается нам в его жизни, в его деятельности, — это его слово, публицистика. То есть как раз то, с чего и началась его прямая и открытая борьба.
...Нам открывается СОДЕРЖАНИЕ его пророчеств. Какую именно Благую весть почерпнем мы из них?..»
В декабре 1975 года А. Сахаров, обращаясь к членам Нобелевского комитета, прочитал им лекцию, в которой дал анализ состояния мирового общества, затронул вопрос развития научно-технического прогресса, высказал свое мнение о дальнейших путях развития. Он подчеркнул, что человечество вступило на тропу очень важного, переломного момента в мировой истории.
«.. .Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.
Создано ракетно-термоядерное оружие, способное, в принципе, уничтожить все человечество, — это самая большая опасность современности. Благодаря экономическим, промышленным и научным достижениям несравненно более опасными стали также так называемые «обычные» виды вооружения, не говоря уже о химическом и бактериологическом оружии...»
Подчеркнув достижения человечества в области создания нового вооружения, предупредив о последствиях его злонамеренного использования, он обратил внимание и на опасность, которая исходит от изуродованной варварским обращением природы:
«Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней, но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество таким образом столкнулось с грозной экологической опасностью», — которая, продолжим его мысль, привела к тяжелым последствиям в области деторождения — все большему количеству детей с врожденными уродствами, заболеваниями, связанными с загрязнением окружающей среды:
«Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и, психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьезными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором жизни сотен миллионов людей, обреченных с момента рождения на нищенское, полуголодное существование. При этом прогнозы на будущее, несмотря на несомненные успехи «зеленой революция», являются тревожными, а по мнению многих специалистов — трагическими».
Следует добавить, что, обращая внимание на полуголодное существование стран так называемого третьего мира, Сахаров при всея«го прозорливости, наверное, все-таки не подозревал, что его Родина сама через два десятилетия скатится практически на уровень перечисленных им стран и что многие его сородичи будут голодать. А может быть, именно поэтому и затронул этот вопрос. В западных еженедельниках публикуются аналитические обзоры. Так вот, правдой наших дней является то, что в них практически ничего не говорится о России, К ней потеряли интерес, она оказалась на задворках-истории. И через два десятилетия для России стали характерны те же явления, которые перечислял А. Сахаров, давая анализ реалиям современного Запада. Разгул преступности, наркомания, терроризм — характерные приметы нашего образа жизни:
«Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них — тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная, изнуряющая гонка моды, сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные и уродливые явления — рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т. п.
Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают сильнее давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угрожая лишить) многих людей ставшего уже привычными изобилия, удобства, комфорта...» Еще раз убеждаешься, что пророчества действительны для всего человечества, потому что все, что происходит на одной территории земного шара, переходит рано или поздно в другие регионы мира. Россия стала соучастницей общемирового кризиса, обусловленного космологической теорией происхождения Вселенной.
Однако академик подчеркивает, что все означенные проблемы ни в коей мере не означают отказа от дальнейшего прогресса:
«Обсуждая весь этот комплекс неотложных проблем и противоречий, следует прежде всего сказать, что, по моему убеждению, любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, патриархальности, к возрождению на основе обращения к здоровым национальным традициям прошлых столетий — нереалистичны. Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации.
Еще не так давно люди не знали минеральных удобрений, машинной обработки земли, ядохимикатов, интенсивных методов земледелия. Есть голоса, призывающие вернуться к более традиционным и, возможно, более безопасным формам земледелия. Но возможно ли осуществить это в мире, где и сейчас сотни миллионов людей страдают от голода? Несомненно, наоборот — необходима дальнейшая интенсификация и распространение ее на весь мир, на все развивающиеся страны.
Академик перечисляет те области наук, которые должны развиваться и расширяться в будущем. Это актуально и сейчас. Именно о них, об их развитии в ближайшие годы начала третьего тысячелетия говорят российские ученые, давая прогноз научно-технического развития в XXI веке:
«Нельзя отказаться от все более широкого применения медицины и от расширения исследований во всех ее отраслях, в том числе и таких, как бактериология и вирусология, нейрофизиология, генетика человека и генохирургия, несмотря на потенциальные опасности злоупотребления и нежелательные социальные последствия некоторых из этих исследований. То же относится к исследованиям в области создания имитации интеллекта, к исследованиям в области управления массовым поведением людей, к созданию общемировых систем связи, систем сбора и хранения информации и т. п. Совершенно очевидно, что в руках безответственных бюрократических, действующих под покровом секретности учреждений все эти исследования могут оказаться необыкновенно опасными, но в то же время они могут стать крайне важными и необходимыми для человечества, если их осуществлять под контролем гласности, обсуждения, научного социального анализа. Нельзя отказаться от возрастающей автоматизации и укрупнения промышленного производства, несмотря на связанные с этим социальные проблемы.
Нельзя отказаться от строительства все более мощных тепловых и атомных электростанций, от исследований в области управляемой термоядерной реакции, поскольку энергетика — одна из основ цивилизации...
...Нельзя отказаться от расширения работ по освоению околоземного космосу и по исследованию дальнего космоса, в том числе от попыток приема сигналов от внеземных цивилизаций — шансы на успех таких попыток, вероятно, малы, но зато последствия успеха могут быть грандиозными.
«Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума...»
А вот его видение решения проблемы ликвидации международных и локальных конфликтов:
«...Я считаю особенно важным более широкое использование войск ООН для купирования международных и межнациональных вооруженных конфликтов. Я очень высоко оцениваю возможную необходимую роль ООН, считая ее одной из главных надежд человечества на лучшее будущее... я все же верю, что рано или поздно ООН сумеет играть в жизни человечества достойную роль, в соответствии с целями Устава..,»
Будущее зависит и от соблюдения законов в стране. Сегодня проблема прав человека, за что он. боролся до последних дней своей жизни, звучит особенно своевременно:
«.Сегодня мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека — от этого зависит слишком многое в нашем будущем...»
Сахаров поддерживал космологическую теорию, утверждающую единство и гармонию Вселенной, повторяемость и цикличность событий в ее бесконечности, в которой мы> люди, всего лишь «вспышки» во мраке, что нисколько не снимает с нас ответственности за те дела, которые мы, «вспыхивая» пусть на мгновение, творим
«...Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость; и в этой борьбе важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня все человечество в целом держит подобный экзамен. В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более «удачные», чем наша. Я защищаю так же космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более «удачные», должны существовать бесконечное число раз> на «предыдущих» и -«последующих» к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышки во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели»
Давайте же послушаемся пророка и выдержим экзамен, которого хочет от нас требовательный создатель — вечный разум.
< Предыдущая глава: Ближе к нашим временам < | Правда наших дней | > Следующая глава: ПРОРОКИ-ПИСАТЕЛИ > |