Ксеноновые лампы
Сравнительно недавно автомобильный рынок пополнился новыми осветительными приборами - ксеноновыми лампами.Ксенонлампы получили свое название от используемого в основе работы газа ксенона.
Впервые этот газ был получен при переработке жидкого воздуха, которого потребовалось около ста тонн, чтобы выделить минимальное количество для анализа и определения природы ксенона.
Повсеместное использование подобного ценного элемента остается невозможным до сих пор. Так например, чтобы получить литр ксенона требуется переработать около миллиона литров воздуха.
Свое название элемент ксенон получил от греческого слова «ксенос» (посторонний) и в химическом отношении совершенно инертен, поэтому с другими веществами не взаимодействует.
Еще одной особенностью ксенона является свойство поглощать рентгеновские лучи, и если бы не огромные трудности при получении, этот газ можно было бы успешно использовать в медицине, как защиту организма человека при проведении рентгеновских исследований.
Сегодня массовое применение ксенон получил только в осветительных приборах.
По своему устройству ксенон hb4 лампы представляют собой наполненные газом колбы с электрическими электродами и без нити накаливания. Такие лампы испускают свет за счет газоразрядной дуги, возникающей между электродами при подаче тока.
Единственным минусом конструкции является необходимость в наличии специального источника питания, который способен генерировать высокое напряжение (около 25 тыс. вольт) для возникновения электрической дуги.
С этой задачей во всем мире справились только несколько компаний, которые начали производство устройств под названием «блоки розжига».
Эти приспособления позволяют разжигать и питать ксенон лампы от обычной автомобильной сети, напряжением 12 – 24 вольта.
По сравнению с другими видами автомобильных ламп ксенон лампы выделяются рядом преимуществ:
- Высокая светоотдача. Интенсивность излучаемого потока ксеноновой лампы примерно в четыре раза выше, чем обычной. Так, лампа накаливания при мощности в 45 ватт излучает 600 – 700 люменов, ксеноновая при той же мощности будет выдавать 3000 люменов при меньшей нагрузке.
- Устойчивость светового потока при перепадах напряжения. Светоотдача ксеноновой лампы не будет изменяться в случаях скачков напряжения в автомобильной сети.
- Экономичность. Потребляемая мощность ксеноновой лампы в 3-4 раза ниже обычной лампы накаливания.
- Высокий срок службы. При работе автомобильных фар по 2 часа в сутки, ксенон лампы прослужат до 4 лет, что в 20 раз выше срока эксплуатации галогеновых.
- Устойчивость к вибрациям. Благодаря тому, что в таких лампах нет нити накаливания, они не бояться тряски и ударов.
- Безопасность. Высокая интенсивность излучения ксеноновых ламп значительно улучшает общий обзор, и позволяют различать преграды и дорожные знаки на более далеком расстоянии. К тому же они с легкостью пробивают туман и не создают «световой стены».
На данный момент существуют множество видов ксеноновых ламп, различающихся между собой видом цоколя и рядом индивидуальных параметров:
- h1 6000 ксенон лампа D2S, является стандартной лампой, которой оснащается большинство автомобилей.
- Лампа H3, применяется в фарах ближнего и дальнего вида. Имеет яркость примерно 2600 люменов и срок службы в 2000 часов.
- Ксеноновая лампа НВ3, используется в противотуманных фарах, а также для ближнего и дальнего света.
- Ксенон лампа Н11, рассчитана на напряжение 85 вольт, срок службы более 2000 часов. Применяется для дальнего и ближнего света.