Социологические опросы
Социологический опрос — это метод получения информации, при котором происходит непосредственная или опосредованная связь между исследователем и респондентом с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Метод проведения социологического опроса заключается в общении интервьюера с респондентами в форме вопроса-ответа. Выбор вида опроса определяется целями исследования, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. Давайте рассмотрим некоторые методы, с помощью которых возможно проведение интервьюирования.Телефонный опрос
Телефонный опрос, это метод социологического опроса, который используется в таких ситуациях, когда респонденты находятся в разных районах города или даже в разных населенных пунктах. Как же проводятся телефонный опрос. Сначала составляется телефонный список респондентов и потом, после составления списка телефонных номеров, производится выборочный или последовательный дозвон к каждому абоненту из списка. Преимущество проведения телефонных опросов в том, что они позволяют быстро получить необходимую информацию, данный метод опросов характеризует низкая стоимость проведения опросов. Но телефонные опросы имеют и свои негативные стороны, такие как, очень большое ограничение по времени проведения телефонного интервью. Также к одной из проблем проведения телефонных опросов относится то, что многие населенные пункты России имеют довольно низкий уровень телефонизации или определенные социальные группы населения попросту не имеют телефонов, что негативно сказывается на проведении телефонного опроса. К следующему методу проведения социологических опросов относятся уличные опросы.Уличный опрос
Уличные опросы позволяют решать очень широкий круг задач, связанных с маркетинговыми исследованиями. Интересна история возникновения уличного опроса. Впервые уличный опрос был применен в Ленинграде, сейчас уже в Санкт-Петербурге, неким Леонидом Кесельманом, который задал случайный вопрос людям, стоящим в очереди у пивного ларька, и что же он получил. Он получил то, что люди начали давать ответы, проявляя при этом энтузиазм, что и послужило началом эры проведения уличных опросов. Уличные опросы проводятся в основном на улицах города или другого населенного пункта, также в местах массового скопления людей, к примеру, на площадях, на рынках, на входах и выходах в супермаркеты, большие торговые залы. Выбор респондентов производится произвольно самим интервьюером. Для проведения данного метода характерна высокая скорость проведения опроса, также для данного метода характерно то, что появляется возможность опросить определенные специфические группы респондентов, к примеру, респондентов можно разделить по возрастным группам. Что немало важно, уличный опрос является низкостоимым методом проведения социологических опросов. Но для данного метода также характерны негативные стороны, к которым можно отнести ограничение по времени проведения опроса. Как ни странно, на данный метод проведения опросов влияет такой фактор, как погодные условия, такие как дождь, снег, что в свою очередь может послужить серьезной помехой при проведении опроса. Также порой бывает довольно сложно получить разрешение на проведение уличного опроса, что характерно в основном для проведения опросов на выходах и входах в супермаркеты, в крупных торговых точках.Квартирный опрос
Еще одним методом проведения социологического опроса является квартирный опрос, который проводится по месту проживания респондента. Отметим, что квартирный опрос как метод проведения социологических опросов наиболее всего подходит для решения многих вопросов, а также является предпочтительным в том случае, когда предмет опроса касается таких проблем, о которых предпочтительнее говорить в домашней, неофициальной обстановке. При проведении квартирных опросов, интервьюер задает вопросы, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы. Существует определенный способ проведения данного опроса. К примеру, выбирается определенный населенный пункт или микрорайон, который разбивается на определенные участки. Человек, который проводит опрос, обходит всех респондентов или опрашиваемых по данному участку маршрута. Квартирные опросы имеют целый ряд преимуществ. С помощью этого опроса можно получить наиболее максимальный объем информации от респондента, также с помощью данного вида опроса можно продемонстрировать и протестировать какой-то новый вид продукции или услуги, что невозможно сделать при другом типе опросов. По статистике, квартирные опросы позволяют получить наиболее достоверную информацию, так как исследуемые вопросы раскрываются и обсуждаются в полном объеме. Но квартирные опросы имеют и свою отрицательную сторону. Это, во-первых, большая продолжительность ведения опроса, на проведение данного метода опроса затрачивается слишком много времени. Для квартирных опросов характерна недоверчивость и подозрительность к интервьюеру со стороны респондента.Подытоживая результаты, можно сказать, что опрос, это в первую очередь общение интервьюера с респондентом, и на результат опроса влияет главным образом психологическое состояние респондента в момент проведения опроса.
Источник: маркетинговое агентство FDFgroup. Количественные маркетинговые и социологические исследования. и исследования рынка